Романский стиль в архитектуре и дизайне интерьера
Романский стиль - cлово произошло от латинского romanus - римский. Англичане называют этот стиль "норманнским". Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка.
Капелла кающихся грешников Болье-сюр-Дордонь |
Романский собор |
Норманнский замок Х-Х1 вв |
Замок Сюлли Х-Х1 вв Франция |
Аббатство Мария Лаах |
Приорат Серрабонны |
Замок Лидс Англия |
Собор ХI в Триер |
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. "Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.
Город бесалу Испания |
Дворец Сфорцо Милан |
Castello Sforzesco |
Замок Сфорцца |
Замок карфилли Великобритания | |||
При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.
Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.
Раньше всего появился, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.
С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.
Характерным признаком романского стиля является монументальность и функциональность. Мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства. А поскольку талантливых столяров было мало, в стиле прослеживается дилетантство, но, в целом, предметы обихода качественно выполняли свою функцию. Чтобы как следует понять, что же собой представлял Романский стиль, следует рассмотреть поближе, как были обставлены замки и крепости феодалов. В ту эпоху люди не особо стремились к роскоши, а соответственно, мебельное ремесло отдает примитивизмом. Никто и не думал продолжать красивые богатые традиции прошлого. Вся мебель, бытовавшая в то время, была грубой, массивной и громоздкой. Шкафы были сделаны из грубо отесанных досок, филенки отсутствовали, единственными декоративными элементами были кованные железные накладки, впервые появившиеся во Франции. До этого их нигде не применяли. Все скудное разнообразие мебели для сидения было оформлено гораздо лучше. Обивка не применялась. В основном, применялась окраска в живые тона с целью скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас иногда обтягивался холстом, который мог быть покрыт слоем мела или гипса. Иногда такой грунт расписывали, получая, таким образом, своеобразные картины. В позднем романском стиле ко всему этому прибавляются так же деревянная резьба и мелкая железная фурнитура как украшения.
Сундук в средневековье был универсальным предметом мебели, он мог служить, как кроватью, так и стулом, и, разумеется, использовался по прямому назначению во время путешествий для хранения скарба. Первые сундуки были долблеными из стволов деревьев, затем начали собирать из досок.
Формы и краски романского стиля, которые сформировались под влиянием византийской, варварской и восточной культуры, – простые и грубые. Романская мебель – это монументальные, тяжелые, громоздкие и грубые предметы интерьера, которые, правда, не лишены своего шарма, и которые отчетливо передают нам дух и атмосферу своего времени.
Очень интересно выглядит романский стиль в современных интерьерах. Работы выполнены в реконструированных старых домах.
В романском соборе Гроссмюнстере, которому уже почти тысяча лет совсем не давно в 2010г установили витражи.
Здесь есть сюжетные витражи, причем тематика их вроде бы и библейская, но сама манера исполнения – какой-то постмодернизм, символизм и фантасмагория. Мало того при этом они ещё красивы.
Есть витражи, которые сделаны из спилов агата. Выглядит изумительно, автор и тех и других работ - немец Зигмар Польке.